11 Апреля 2013
Президент Российской Федерации подписал федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров для гос. и муниц. нужд

Федеральный закон распространяется на закупки, осуществляемые государственными органами (в том числе органами государственной власти), органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, бюджетными и казёнными учреждениями. Отдельное внимание уделяется планированию закупок, оценке их обоснованности. Заказчики обязаны составлять планы закупок (на срок действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы-графики закупок.
Вводится нормирование - установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены. Кроме того, вводится общественный контроль за закупками.
Правительство Российской Федерации наделяется правом устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничивать допуск указанных товаров, работ, услуг для осуществления закупок, тем самым обеспечивается защита внутреннего рынка Российской Федерации и поддержка отечественного производителя.
В законе сохранились следующие способы размещения заказов – открытый и закрытый конкурсы, электронный и закрытый аукционы, запрос котировок, возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также установлены новые – конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, запрос предложений. Например, в случае, если поставку товаров по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут осуществлять только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации применяется конкурс с ограниченным участием, применяется. Сохранена возможность заключить контракт с единственным поставщиком, если конкурентные процедуры размещения заказа не состоялись (при некоторых ограничениях).
При осуществлении закупок предоставляются преференции не только учреждениям и предприятиям уголовно-исправительной системы, организациям инвалидов, малому бизнесу, но и социально ориентированным некоммерческим организациям. Госзаказчики обязаны отдавать приоритет инновационной продукции.
Предусмотрено ведение реестра банковских гарантий, выданных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта. Еще одно новшество - электронные площадки должны возвращать участникам аукционов не только внесенное ими обеспечение, но и полученный с него доход. Законом урегулирован порядок изменения и расторжения контракта, предусмотрен мониторинг закупок, а также аудит результатов исполнения контрактов.
Федеральный закон, за исключением отдельных его положений, вступает в силу с 1 января 2014 года.