Гражданский иск в уголовном деле
Преступление, будучи общественно опасным деянием, может нарушать имущественные права физических или юридических лиц и порождать в связи с этим гражданско-правовые отношения, связанные с возмещением вреда (подпункт 6 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ).
Действующее законодательство предоставляет лицам, которым в результате преступления был причинен вред (в том числе и моральный[1]) возможность защитить свои нарушенные права двумя альтернативными вариантами – путем подачи отдельного иска в рамках гражданского судопроизводства[2] либо путем предъявления гражданского иска в уголовном деле[3]. Гражданский иск в уголовном деле может быть предъявлен не только потерпевшим, но и любым физическим либо юридическим лицом, которому в результате преступления причинен вред, с момента возбуждения уголовного дела и до момента окончания судебного следствия в ходе проведения разбирательства[4].
Верховный Суд РФ подчеркивает особое значение гражданского иска в уголовном судопроизводстве как эффективного механизма реализации права потерпевшего от преступления лица на своевременную компенсацию причиненного ему вреда, а также обеспечения потерпевшему доступа к правосудию[5].
В юридической доктрине[6] также принято выделять преимущества заявления гражданского иска в ходе рассмотрения уголовного дела, в числе которых указывается:
- освобождение гражданского истца от уплаты государственной пошлины;
- отсутствие обязанности доказывания оснований и размера гражданско-правовых требований (данная обязанность возложена на лиц, ведущих предварительное расследование, и государственного обвинителя);
- ускорение процедуры восстановления нарушенных преступлением имущественных прав за счет отсутствия необходимости дополнительного участия в гражданском судопроизводстве с несением соответствующих расходов.
Вместе с тем, при выборе такого процессуального средства защиты как заявление гражданского иска в рамках уголовного дела необходимо иметь в виду правовые последствия предъявления данного иска и особенности процедуры его рассмотрения.
Так, гражданский истец является участником уголовного судопроизводства, что означает, что гражданский истец приобретает соответствующие права и обязанности, отличные от прав и обязанностей участников гражданского судопроизводства. В частности, гражданский истец приобретает право отказаться свидетельствовать против самого себя и близких родственников, однако оказывается не вправе разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК РФ[7].
После отказа в удовлетворении гражданского иска в уголовном деле[8] (в том числе, в связи с оправдательным приговором в отношении подсудимого) тождественный иск не может быть заявлен в рамках гражданского судопроизводства, равно как после отказа гражданского истца от иска, заявленного в уголовном деле[9].
Также необходимо иметь в виду, что даже при наличии доказательств события преступления, причастности обвиняемого к совершению преступления и причинению вреда гражданскому истцу, уголовное дело либо уголовное преследование в отношении обвиняемого может быть прекращено (как по реабилитирующим, так и по не реабилитирующим основаниям[10]). Несмотря на то, что в таком случае гражданский истец не лишается права предъявить аналогичный иск в рамках гражданского судопроизводства, в ряде случаев время, необходимое для разрешения гражданско-правового спора, может иметь существенный характер для истца, а в период между прекращением уголовного дела и подачей иска в порядке гражданского судопроизводства обеспечительные меры в отношении имущества ответчика прекращают свое действие, чем данный ответчик может недобросовестно воспользоваться, исключив тем самым возможность удовлетворения предъявленных к нему требований[11].
[1] Часть 1 статьи 44 УПК РФ, пункт 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу».
[2] Статья 11 ГК РФ, часть 1 статьи 3 ГПК РФ, часть 1 статьи 4 АПК РФ.
[3] Статья 44 УПК РФ.
[4] Части 1,2 статьи 44 УПК РФ.
[5] Преамбула Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу».
[6] Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография", Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А. Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография / отв. ред. Т.Я. Хабриева. Москва: НОРМА, ИНФРА-М, 2023. 384 с.; Зайцев О.А., Потапов В.Д. Гражданский иск как правовое средство защиты прав и законных интересов личности на современном этапе развития уголовно-процессуальных отношений // Мониторинг правоприменения. 2020. № 4. С. 34.
[7] Пункт 4 статьи 5, пункт 7 части 4, часть 6 статьи 44 УПК РФ.
[8] Пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу».
[9] Пункт 11 части 4 статьи 44 УПК РФ, пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу».
[10] Статьи 24 – 28.2 УПК РФ, пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу».
[11] Кроме того, время рассмотрения гражданского иска в уголовном деле может существенно увеличиться в связи с обязанностью суда или следователя приостановить производство по делу в случае, когда обвиняемый скрылся и место его пребывания неизвестно (статья 238 УПК РФ), тогда как в гражданском судопроизводстве розыск ответчика безусловным основанием для приостановления производства по делу не является (ст. 216 ГПК РФ).